Ваше мнение о деятельности ФССП России?

Об изменениях в законодательстве РФ, вступивших в силу в первом полугодии 2014г. и об эффективности их применения

24 июля 2014

В течении прошедших 6 месяцев с.г. в законную силу вступило порядка 6 Федеральных законов, с помощью которых законодатель обновил и ввел в действие новые положения законодательства об исполнительном производстве, направленные на расширение полномочий, облегчение работы судебных приставов и, как следствие, повышение эффективности их деятельности.

В частности, усовершенствованы розыскные инструменты судебных приставов, банк данных исполнительных производств, механизм ареста и реализации имущества, на которое обращено взыскание и ряд других положений.

Рассмотрим некоторые из них.

В случае, если нет спора о стоимости имущества, то по просьбе должника, адресованной судебному приставу, он сам может попробовать реализовать свое имущество, если его стоимость не превышает 30 тысяч рублей (ст. 87, 87.1 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Причем 30 тысяч рублей - это не общая сумма арестованного имущества должника, а стоимость каждой отдельной вещи не должна превышать 30 тысяч рублей.

В случае, если должник не успеет продать в течение 10 дней свое имущество, то это имущество предлагается взыскателю в счет погашения долга. Для принятия решения взыскателю также дается 10 дней, и если он против такой передачи, то имущество передается на принудительную реализацию судебным приставом-исполнителем.

Данный механизм позволит в некоторых случаях ускорить процесс исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов, минуя длительную процедуру принудительной реализации имущества должника.

Судебному приставу запрещено налагать арест на имущество при сумме долга менее 3000 руб. (ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исключение составляют случаи:

ареста денежных средств;
ареста заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя;
ареста имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста (то есть исполнение обеспечения иска, которое выносят суды).

Данное ограничение позволит снизить затраты трудовых и иных ресурсов Службы судебных приставов, в том числе на арест и реализацию недорого имущества должника.

Увеличен размер исполнительского сбора — штрафной санкции за неисполнение требований исполнительного документа в добровольный срок, установленный судебным приставом-исполнителем при возбуждении соответствующего исполнительного производства (ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников.

Таким образом, законодатель в очередной раз повысил меру ответственности должников за уклонение от исполнения требований исполнительных документов, что в целом должно положительно сказаться на исполнении судебных актов и актов иных органов должниками, а также позволит эффективнее стимулировать должников, злостно уклоняющихся от исполнения требований исполнительского документа, к выполнению своих обязанностей.

Статья 12 ФЗ «О судебных приставах» дополнена конкретизацией исполнительно-розыскных действий, в частности:

запрашивать из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные,
проверять документы, удостоверяющие личность гражданина,
осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан,
наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

Данные изменения безусловно положительны, так как ранее не совсем было ясно, в чем конкретно заключается розыск должника и его имущества, и чем этот розыск отличается от обычных исполнительных действий.

Закреплены основание, порядок и условия ведения исполнительного производства группой судебных приставов-исполнителей (группой принудительного исполнения). Для этих целей закон об исполнительном производстве дополнен новой ст. 34.1.

Вводится не только понятие группы принудительного исполнения, но и определяется порядок функционирования и внутреннего взаимодействия группы, как механизма, состоящего из сотрудников различных подразделений ФССП России.

 Введены также новые статьи (или их новые редакции) ФЗ «Об исполнительном производстве», регламентирующие правопреемство в исполнительном производстве (ст. 52), зачет встречных однородных требований (ст. 88.1), особенности исполнения требований исполнительных документов о выселении, освобождении нежилых помещений (ст. 107), исполнение исполнительных документов об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком (ст. 109.3).

Внесенные изменения совершенствуют существующую в России систему принудительного исполнения, упрощая ряд процедур и конкретизируя меры государственного принуждения.

Время создания/изменения документа: 24 июля 2014 10:25 / 24 июля 2014 10:37

Версия для печати